Назад в блог

24 февраля 2025

Как ИИ меняет профессиональный спорт

Рассказываем, как ИИ помогает судьям принимать решения, снижает травматизм и улучшает подготовку спортсменов в теннисе, футболе, гимнастике и американском футболе

Future Crew

Блок инноваций ПАО «МТС»

Индустрия профессионального спорта всегда активно внедряла новые технологии. В последние годы для спортивных фанатов уже стало привычным использование 3D-графики движений и высокоскоростной фотографии. Поэтому неудивительно, что в профессиональном спорте всё чаще применяют решения на основе искусственного интеллекта.

Новые технологии обещают вывести спортивные состязания и фанатский опыт на совершенно новый уровень. Сегодня в нашем посте на примере нескольких видов спорта — тенниса, футбола, гимнастики и американского футбола — мы обсудим, как ИИ создаёт будущее этой индустрии.

IBM и Wimbledon 2024 — анализ теннисных матчей с ИИ

Поклонники тенниса крайне позитивно относятся к внедрению технологии искусственного интеллекта в спорт. Согласно исследованию IBM, 75% опрошенных любителей тенниса считают, что ИИ окажет положительное влияние на совершенствование тренировочного процесса; 74% — на разработку стратегии игр; а 66% — на поиск и привлечение талантов.

Сама компания IBM совместно с Всеанглийским клубом создала ИИ-решение для Уимблдона — одного из главных мировых теннисных турниров. Это решение, получившее название «Catch Me Up» (Держи меня в курсе), было доступно на сайте и в приложении Wimbledon 2024 во время прошлогоднего турнира.

Основная функция «Catch Me Up» состояла в том, чтобы оперативно предоставлять болельщикам обзоры последних матчей. Эти обзоры включали в себя карточки с историями спортсменов и аналитикой их продвижения в турнире. ИИ позволял персонализировать эти карточки для каждого любителя тенниса на сайте с помощью информации из профилей пользователей.

Решение было создано на базе большой языковой модели IBM под названием watsonx. Она была обучена соответствовать редакционному стилю Уимблдона и находилась под контролем Всеанглийского клуба.

Футбол на стыке инноваций: как технологии меняют игру

Чемпионат Европы по футболу 2024 года отметился большим количеством офсайдов — особенно отличился бельгийский футболист Ромелу Лукаку с его тремя незасчитанными попаданиями в ворота. Значительную роль в принятии судьями решений об офсайдах в этом Евро сыграл ИИ.

На прошедшем чемпионате каждый стадион был оборудован 10 камерами, которые, по утверждению УЕФА, отслеживали 29 участков тела каждого игрока. Помимо этого, в официальные мячи турнира были встроены специальные датчики, фиксирующие их передвижения и касания игроков.

Данные со всего этого оборудования обрабатывала система искусственного интеллекта, которая за доли секунды принимала решения о наличии или отсутствии нарушения. Эта же ИИ-система фактически помогла решить итог ЧЕ-2024.

На последних минутах финального матча между Испанией и Англией при счёте 1:1 испанский игрок Микель Оярсабаль забил решающий гол. До сих пор многие фанаты проигравшей английской сборной считают, что Оярсабаль в этот момент был в положении «вне игры». Однако во время матча судье даже не пришлось пересматривать видеоповтор с помощью VAR.

ИИ однозначно определил, что Оярсабаль был «в игре», поскольку правое колено одного из защитников сборной Англии располагалось чуть дальше, чем у Оярсабаля, когда ему отдали пас.

Несмотря на внедрение новых технологий, роль судьи на поле остаётся значительной. Ведь остаются вещи, которые ИИ не может определить, например намерение игрока. Если мяч касается руки футболиста, система сообщит судье об этом, но только он может решить, была ли игра рукой намеренной и какого наказания в связи с этим заслуживает игрок.

ИИ в спортивной гимнастике — точность и объективность

В гимнастике призовое место спортсменов и спортсменок часто зависит от десятой или даже сотой доли балла. Так, например, во время вольных упражнений среди женщин на летних Олимпийских играх в Париже в 2024 году десятая балла, добавленная американской гимнастке, чуть не привела к потере третьего места румынской спортсменкой.

Последняя узнала об этом, уже находясь на призовом пьедестале. Однако, к счастью для румынки, американская команда подала запрос на пересмотр баллов слишком поздно, поэтому, несмотря на все перипетии, румынская гимнастка всё же была признана бронзовой призёркой Олимпийских игр.

Здесь следует упомянуть, что на прошедших Олимпийских играх, а также на 52-м чемпионате мира по спортивной гимнастике в 2023 году для помощи судьям в оценке спортсменов использовалась специальная платформа Judging Support System (JSS). Эта платформа была разработана компанией Fujitsu совместно с Международной федерацией гимнастики (FIG).

В основе этой платформы лежит ИИ, который был обучен на базе данных из 8000 выступлений разных гимнастов. Благодаря этому JSS может идентифицировать около 2000 гимнастических элементов с точностью 90%. Помимо этого, она способна различать переходы и паузы между элементами, а также учитывать критерии штрафных баллов за отклонения от идеального исполнения.

Во время выступлений спортсменов их действия фиксируются под разными углами с помощью от четырёх до восьми камер с высоким разрешением. Затем алгоритмы Human Motion Analytics от Fujitsu обрабатывают эти кадры, создавая 3D-модель гимнаста и позволяя ИИ отслеживать и оценивать движения.

Благодаря таким технологиям, как JSS, судейство в гимнастике становится более объективным и точным, а спортсмены получают новые инструменты для анализа и совершенствования своих выступлений.

Новые технологии для безопасности игроков в американском футболе

США остаются лидером в области инноваций, связанных с ИИ, поэтому неудивительно, что новые технологии внедряются и в один из самых популярных в стране видов спорта — американский футбол.

Главная профессиональная организация для этого вида спорта, Национальная футбольная лига (NFL), совместно с Amazon запустила программу «Цифровой атлет». В рамках этой программы, которая будет внедрена во всех 32 клубах NFL, искусственный интеллект собираются использовать для повышения безопасности и здоровья игроков.

ИИ анализирует движения футболистов во время тренировок и игр, чтобы предоставить персонализированные рекомендации по предотвращению травм. На основе полученных от «Цифрового атлета» данных команды могут корректировать программу тренировок, снижая вероятность травм, а также повышать уровень игры спортсменов.

Подобные программы планируют внедрить и другие американские профессиональные спортивные организации, в том числе Национальная баскетбольная ассоциация (NBA) и Главная лига бейсбола (MLB). В перспективе такой подход поможет сделать потенциально травматичные виды спорта безопаснее для здоровья игроков.

Как Australian Open использует ИИ для трансляции матчей

В этом году ещё один увлекательный способ применения технологии ИИ нашли организаторы Открытого чемпионата Австралии по теннису (Australian Open). Из-за того что они не обладают полным пакетом прав на трансляцию всех матчей, они решили прибегнуть к современным технологиям.

С помощью ИИ организаторы чемпионата бесплатно транслируют на YouTube все матчи с анимированными копиями игроков. На виртуальном корте спортсмены выглядят как мультяшные персонажи в стиле Nintendo Wii, а сама трансляция ведётся с задержкой всего в 2 минуты — при этом комментарии и атмосфера матча сохраняются за счёт аудиосинхронизации с реальными событиями.

Технология пока несовершенна и странно реагирует на нетипичные моменты во время матчей. Например, ИИ сломался на попытке воспроизвести эпизод из матча, когда Даниил Медведев в ярости разбил свою ракетку несколькими ударами по сетке.

Будущее ИИ в спорте

ИИ всё активнее внедряется в спорт, улучшая подготовку спортсменов, повышая уровень аналитики и нередко меняя сам подход к игре. В 2022 году глобальный рынок ИИ в спорте оценивался экспертами в $2,2 млрд. По прогнозам специалистов, к 2032 году он вырастет до $29,7 млрд, демонстрируя среднегодовой темп роста (CAGR) 30,1% в течение этого периода.

В нашем блоге мы внимательно следим за тем, как ИИ применяется на практике в разных индустриях. Если вас интересуют другие способы внедрения ИИ, советуем также почитать наши статьи об ИИ в найме, в безопасности и в издательском бизнесе.

поделиться