VR и AR сегодня: коммерческое применение расширенной реальности
Как компании в России и за рубежом используют XR-технологии
Виртуальная (VR, virtual reality), дополненная (AR, augmented reality) и смешанная (MR, mixed reality) реальность позволяют пользователю взаимодействовать с цифровыми объектами, как с настоящими. Для многих они до сих пор ассоциируются с индустрией развлечений, но, согласно отчёту компании Fortune Business Insights, на 2023 год крупнейшие секторы их применения — это не только игры, но и медицина, образование, автомобильная промышленность и сфера продаж. Вне зависимости от сферы деятельности эти технологии — их ещё объединяют под общим термином «расширенная реальность», или XR (extended reality), — открывают компаниям новые возможности для развития как в России, так и за рубежом.
Диджитал-предприятия
Наравне с искусственным интеллектом и робототехникой, VR и AR входят в список технологий, трансформирующих современный подход к производству, — так считает Диджам Паниграхи (Dijam Panigrahi), соучредитель и COO компании GridRaster Inc, которая создаёт промышленные решения с использованием XR. Он приводит в пример кейс применения AR-очков на производстве: с помощью их сотрудники в реальном времени получают инструкции и контекстуальные подсказки для устранения неполадок и выполнения других рабочих задач. Эффект дополненной реальности при этом не мешает взаимодействовать с оборудованием и другими объектами, ведь, в отличие от VR, он не погружает пользователя в цифровую среду, а только позволяет увидеть дополнительную информацию так, будто она действительно находится у него перед глазами.
Технология VR на производстве применяется для обучения персонала. Биотехнологическая компания BIOCAD использует её для создания виртуальных пространств, приближённых к реальным условиям лаборатории или производства. Внутри симуляции сотрудники могут осваивать навыки работы со сложным оборудованием и проходить инструктажи по промышленной безопасности — при этом риск травм или нарушения производственных процессов будет минимальным. Исследование поставщика B2B-услуг PwC показывает, что в таких условиях информация усваивается в 4 раза быстрее, чем при обучении с преподавателем, и повышается способность работников применять знания в жизни.
Расширенная реальность также помогает решать вопросы управления производством. Эксперт Forbes Council рассказывает о потенциале применения технологии AR для перемещения производственных линий на новую локацию. И уже сейчас разработчик систем автоматизированного проектирования Autodesk предоставляет XR-решение, которое позволяет инженерам «прогуляться» по 3D-моделям помещений и осмотреть их изнутри в VR-очках. Это помогает заметить ошибки и потенциальные проблемы, которые иначе обнаружились бы только тогда, когда здание уже отстроили.
«Нереальные» продажи
Решиться на покупку квартиры для многих непросто: по мнению экспертов «Циан.Аналитики», чтобы приобрести однокомнатную квартиру в городе-миллионнике, человеку нужно откладывать всю свою зарплату в течение 4,5–8 лет. Как компании по продаже недвижимости в таких условиях подтолкнуть клиентов к сделке?
Один из инструментов продаж, который доступен риелторам, — это VR-туры: их разрабатывает, например, российская компания «Телепорт». На объект приезжает команда со специальным оборудованием и записывает фото- и видеоматериалы в помещении. На их основе создают виртуальное пространство, внутри которого покупатель может «ходить», как по настоящей квартире. Это позволяет показать сразу несколько мест, не тратя время на поездки и перелёты, и помогает потенциальному владельцу принять решение.
Кроме недвижимости с помощью расширенной реальности можно демонстрировать и предметы обстановки. Австралийская компания Vection Technologies поставляет решения для продажи мебели. Находясь в своей квартире, клиенты могут надеть AR-очки и увидеть 3D-модель нового дивана или стола там, где планируют его поставить. Это помогает убедиться, что мебель подойдёт к интерьеру.
Медицина будущего
Французский стартап SURGAR объявил о том, что собрал €11 млн инвестиций на запуск AR-проекта для проведения хирургических операций. Решение компании создаёт виртуального двойника пациента, используя данные, полученные на аппаратах МРТ и КТ. С его помощью во время операции хирург сможет видеть, например, виртуальную проекцию сосудов и новообразований на изображении внутренних органов пациента, которое передаёт видеокамера во время лапароскопии. Представители SURGAR считают, что потенциально их разработки помогут в 20 раз повысить точность минимально инвазивных операций и снизить риск осложнений.
Пока известны только единичные случаи применения XR во время операций. Однако обучение с помощью погружения в виртуальное пространство уже широко распространено. В вузах России готовят специалистов по соответствующим направлениям.
- Цифровая кафедра МГМУ им. Сеченова обучает разработчиков ПО для медицины и медобразования. Среди прочего они создают VR-сценарии для тренировки работников скорой помощи.
- Федеральный центр компетенций по технологиям виртуальной и дополненной реальности в медицине при Самарском государственном университете отвечает за разработку и внедрение VR- и AR-решений в медицине.
- РНИМУ им. Н. И. Пирогова разрабатывает собственные VR-тренажёры, например, по оказанию неотложной помощи для врачей, фельдшеров и хирургов.
Реабилитация после заболеваний — ещё одна сфера применения XR. Существующие решения умеют отслеживать движения пользователя в реальном времени, помогая при восстановлении двигательных функций после инсультов и черепно-мозговых травм. Управляя персонажем в виртуальной среде, пациенты могут представлять, как отрабатывают движения, которые в жизни даются им с трудом. Подобные программы также используются для мониторинга состояния: при болезни Паркинсона, например, можно измерять скорость, точность и силу движений пациента во время виртуального боксирования.
Технологии VR и AR пока используются в основном для обучения и тренировок. Однако спектр их применения расширяется: вузы готовят профильных специалистов, а компании продолжают совершенствовать аппаратные и программные решения для XR. По данным Fortune Business Insights, с 2024 по 2032 год глобальный рынок расширенной реальности будет расти в среднем на 32% ежегодно и к концу периода достигнет $1,7 трлн. А значит, в ближайшем будущем мы увидим ещё больше сценариев применения технологий VR и AR в компаниях.