«Умный город» на защите жителей
Какие технологии smart city улучшают комфорт и безопасность горожан
Более 150 крупных мировых городов, от Москвы и Дубая до Сингапура и Бангкока, имеют детальный план и инвестиционную программу по превращению в «умные города». Значительную роль в «умном городе» играют решения для безопасности — от планирования потоков трафика при помощи ИИ для снижения числа ДТП до систем предотвращения преступлений и мгновенного реагирования на пожары. Для воплощения «умных» механик используются как привычные городские камеры и мобильные приложения, так и футуристические решения, например патрульные роботы и полицейские очки дополненной реальности.
Камеры и компьютерное зрение
Сегодня камеры видеонаблюдения обладают разрешением 4К и 8К, углом зрения до 360 градусов, возможностями ночного видения и даже снабжены термальными сенсорами. Благодаря компьютерному зрению и видеоаналитике городские камеры активно используются полицией, чтобы находить конкретных людей или идентифицировать аномальное поведение — от прогулок в подозрительном месте до передачи наркотиков. Камеры оперативно распознают очаги возгорания и задымления, сообщают о скоплениях людей и образовании пробок. Это даёт городским властям инструменты тактического реагирования и стратегического планирования. Например, если определить паттерны трафика, можно динамически перестраивать график работы светофоров, минимизируя пробки и повышая безопасность пешеходов. Полиция использует предиктивную аналитику, чтобы выявлять места с повышенной вероятностью происшествий и заранее усиливать там патрулирование. Это позволяет достигать лучших результатов меньшими человеческими силами. Так, в Сингапуре отчитались о снижении уличной преступности на 35% и повышении эффективности распределения сил полиции на 50%.
Там, где стационарные камеры экономически или технически не оправданны, на выручку приходят роботы и дроны. Некоторые районы Сеула патрулирует робот Goalie. Если его камера распознаёт противоправные действия, он может включить сирену и при необходимости вызывает наряд полиции. В Сингапуре робот SPOT патрулирует парки — в пандемию COVID-19 он автоматически распознавал нарушителей правил дистанцирования и призывал их к порядку.
Полиция Сингапура активно использует и дроны — они помогают отслеживать скопления людей на концертах и праздниках, а также находить нарушителей экологических норм в лесах. Ещё одним источником для мобильной видеоаналитики являются нательные камеры полицейских.
Автомобильная телематика
Информацию о пробках и режиме перемещения горожан городские власти могут собирать с приложений доставки и такси и получать от сотовых операторов (как это происходит, например, в Москве). В скором будущем эти данные могут также обогатиться телематикой с обычных авто. По данным исследований Mozilla, почти все новые автомобили передают телеметрию производителям, сообщая о параметрах своего движения; также во многих странах законом требуется продавать авто, способные автоматически вызвать экстренные службы при серьёзном ДТП.
Развитием этих систем может стать технология V2X (vehicle-to-everything), которая позволит автомобилям «общаться» друг с другом и с городской инфраструктурой напрямую, чтобы автоматизировать движение: машины смогут одновременно стартовать и останавливаться на светофорах, а также объезжать зоны с ремонтом дорог и другими затруднениями. Это должно снизить число пробок и ДТП.
Сенсорные хабы
Городские ситуационные центры отслеживают не только геолокацию и камеры, но и десятки других «индикаторов здоровья» города. Данные поставляют сенсоры задымления и загрязнения воздуха, детекторы уровня шума, а также умные счётчики потребления электричества, воды и тепла. Сенсоры часто объединяют с камерами видеонаблюдения и городским освещением, но иногда устанавливают на автобусы и даже электросамокаты. Информация используется в городском планировании и помогает решать тактические задачи, например, сенсоры звука способны распознавать звук бьющихся оконных стёкол, выстрелов, ударов при ДТП. Детекторы загрязнения воздуха экспериментально предлагают объединить с системой светофоров, чтобы управлять трафиком для снижения локальных выбросов от транспорта. Также эти данные помогают, например, жителям Лондона находить пешеходные маршруты с чистым воздухом.
Смартфоны и краудсорсинг
Городская безопасность обеспечивается и при помощи мобильных приложений. Жителям Лондона, Москвы, Сеула, Сингапура, Кералы доступны различные сервисы: сообщить об экстренной ситуации (кнопка SOS), проинформировать о ДТП или неправильной парковке, предупредить районную полицию о том, что семья уезжает в отпуск и её дом будет запертым и пустым. Жертвы семейного или сексуального насилия через полицейское приложение могут скоординировать встречу со специалистами по поддержке, чтобы быстро и безопасно получить защиту.
Благодаря сингапурскому приложению myResponder добровольцы могут оказать помощь соседям, в том числе спасти от сердечного приступа и найти потерявшихся пожилых людей.
Некоторые приложения специально созданы для ситуаций, когда доставать смартфон уже некогда, например при попытке ограбления или изнасилования. Так, приложение bSafe активируется голосовой командой, а Epowar — снимает статистику с фитнес-браслета и автоматически детектирует стресс, а также рывки, характерные для борьбы с нападающим.
«Умные города» будущего
Будущее «умного города» эксперты из Economist Intelligence Unit связывают с объединением разнородных потоков данных в единую аналитическую картину и учётом её в работе сразу нескольких правительственных департаментов. В Сингапуре уже сейчас объединяют данные со смартфонов и видеоаналитику с камер для управления городским транспортом — система FASTER ускоряет реагирование на любые аномалии, включая переполненные станции и поломки поездов. Сеульское приложение Ansimi «провожает» одиноких женщин домой, объединяя геолокацию с данными видеонаблюдения и позволяя полицейским в реальном времени вести дистанционное сопровождение. В России этот интегрированный подход к безопасности можно внедрить на своём предприятии или в жилом комплексе, установив систему Urbanpredator от Future Crew, помогающую совместить удобный контроль доступа с эффективным реагированием при ЧС.
Ещё одно перспективное направление для «умных городов» — автоматическое реагирование. В Сеуле «умный перекрёсток» предупреждает горожан, если они собираются переходить дорогу, не отрывая взгляда от экрана смартфона. В Бельгии целая велодорожка между двумя городами автоматически регулирует яркость освещения на каждом участке в зависимости от количества велосипедистов и времени суток. По мере автоматизации светофоров, турникетов, насосов и других городских систем такие удобные сценарии станут массовыми и повседневными.