Свой цифровой ассистент: какие перспективы есть у рынка ИИ-помощников
Рассказываем о том, что сегодня происходит на рынке ИИ-помощников, какими они бывают, что умеют и как дальше они будут развиваться
Future Crew
Блок инноваций ПАО «МТС»
Запуск ChatGPT 30 ноября 2022 года привел к прорыву на рынке виртуальных помощников на базе
искусственного интеллекта. Уже в 2023 году объем мирового рынка интеллектуальных виртуальных помощников составил $16,08 млрд, а к 2032 году, по некоторым оценкам, он достигнет $129,61 млрд. В этом посте обсудим, какими были умные ассистенты 10 лет назад, в каких формах существуют современные ИИ-помощники, на что они способны и в каких сферах встречаются.
Умные помощники: с чего все начиналось
Эксперименты с технологиями распознавания речи, которая лежит в основе персональных ИИ-помощников, начались еще в середине XX века. Однако первый относительно полноценный умный ассистент появился только в 2011 году — речь, конечно, идет про Siri от Apple, которая дебютировала в iPhone 4s.
На момент запуска функциональность Siri и ее способность понимать человеческую речь была довольно ограниченной. Формально Siri могла отправить сообщение, позвонить, узнать погоду и порекомендовать ресторан. На практике эти функции даже для англоязычных пользователей работали с переменным успехом.
В 2014 году свою ИИ-помощницу Alexa представила компания Amazon — она была встроена в умную колонку Echo. А в 2017 году Яндекс догнал Apple и Amazon со своей виртуальной ассистенткой Алисой.
Что умеют современные ИИ-помощники?
С появлением ChatGPT и других языковых моделей на рынке умных ассистентов произошел резкий рост количества — и качества — предложений.
Экспериментальные персональные ассистенты на базе GPT-4, в отличие от Siri и Алисы, могут быть чем-то большим, чем голосовая игрушка. Они способны выполнять действия, которые требуют точного анализа запроса, получения доступа к интернету, нахождения правильного сайта и навигации по нему.
Функция API Assistants от OpenAI позволяет за достаточно скромные деньги как создавать самостоятельных ИИ-помощников, так и добавлять их в уже существующие сервисы. Снижение цены создания привело к появлению ИИ-помощников во всех сферах, которые только можно себе вообразить. Вот лишь некоторые из них:
- Бизнес ИИ-помощники (Fireflies, Motion, Clara) — помогают с записью и расшифровкой рабочих звонков, формированием расписания и ответом на электронные письма.
- ИИ-помощники для создания контента (WriteSonic, Jasper, Hoppy Copy) — помогают с SEO-оптимизацией и написанием различных видов контента, соответствующего бренду компании и отслеживают рекламные кампании конкурентов.
- Образовательные ИИ-помощники (mapEDU, Wisdolia) — направлены на планирование образовательного процесса и закрепление полученных знаний.
- ИИ-помощники для путешествий (Mondee Abhi, Eddy Travels) — занимаются автоматизированным поиском локаций для путешествий, формированием планов, поиском авиабилетов и отелей.
- Финансовые ИИ-помощники (Ally, Fyle) — отвечают на финансовые вопросы, осуществляют платежи, управляют бизнес-расходами сотрудников, обрабатывая все: от отчетов о расходах до заявок на поездки и авансов.
- Это, конечно, далеко не все. Также существуют ИИ-помощники для сферы HR, технической поддержки, здравоохранения, кибербезопасности — список можно продолжать еще долго. Основные их функции сводятся к планированию, формированию автоматических ответов, анализу и поиску информации.
В каких формах существуют ИИ-помощники
Та же API Assistants позволяет добавить ИИ-помощника на любой сайт, в приложение или в умное устройство. В перспективе это существенно изменит сам процесс использования компьютеров, телефонов и другой электроники. Для работы с ними понадобится меньше кликов по каким-то элементам интерфейса и больше общения — текстового или голосового.
Вероятно, ИИ-ассистенты также продолжат существовать в виде отдельных устройств вроде умных колонок с Алисой и Алексой. Но уже существуют и более экзотические варианты — компания Volkswagen, например, уже работает над интеграцией умного помощника на основе ChatGPT в свои автомобили.
Нужен ли ИИ-помощник внутри каждого автомобиля — вопрос открытый. Как и в любой индустрии после резкого технологического прорыва, рынок умных ассистентов сейчас переполнен стартапами. Однако не стоит забывать о том, что ресурсы, необходимые для разработки и внедрения ИИ, контролируют технологические гиганты.
Как дальше будут развиваться ИИ-помощники
В публикации MIT Technology Review отмечается, что многие стартапы просто лицензируют и перепродают под своим брендом ИИ-модели, созданные ИТ-корпорациями. В результате именно крупнейшие игроки определяют настоящее и будущее индустрии — они же скорее всего и получат наибольшую прибыль от нового технологического прорыва.
Концентрация рынка делает еще более актуальной проблему этичного внедрения умных ассистентов. Google в своей статье об ИИ-помощниках от 19 апреля 2024 года описывает социальные риски, связанные с распространением этой технологии. Как считают исследователи, в перспективе она изменит подход людей к работе, образованию, творческим проектам, хобби и социальному взаимодействию.
Исследователи полагают, что при позитивном сценарии умные помощники станут “хранителями личности”, которые помогут людям следовать долгосрочным жизненным целям и будут защищать их от различных угроз. При негативном же ИИ-помощники могут превратиться в очередные инструменты манипуляции пользователями, нарушения их приватности и распространения дезинформации.