Назад в блог

5 февраля 2025

Не только развлечения: как аватары становятся повседневностью

Рассказываем, как пользовательские аватары переместились из видеоигр в виртуальные офисы, отели и кабинеты врачей

Future Crew

Блок инноваций ПАО «МТС»

Цифровые двойники и виртуальные аватары — это не только милые персонажи, за которыми скрываются стримеры, или ИИ-инфлюенсеры, собирающие миллионы подписчиков. В последние годы эти онлайн-персонажи вышли за рамки индустрии развлечений и стали применяться в других отраслях. Например, цифровой аватар появился у Мэделайн Заннс, создавшей виртуальное юридическое бюро. А компания Aimedis Avalon приступила к созданию медицинской онлайн-инфраструктуры, где исследователи смогут взаимодействовать между собой и с пациентами посредством компьютерных двойников. Проследим, как развиваются виртуальные аватары и какое будущее их ждёт.

Аватары и цифровые двойники

Аватар — графическое изображение, представляющее пользователя в соцсетях, онлайн-играх, на форумах и в других виртуальных пространствах. Один из ранних примеров игр, где использовались двумерные виртуальные аватары, — многопользовательская киберсреда Habitat 1985 года, в которой пользователи общались друг с другом, заводили отношения и исследовали онлайн-мир.

В 2003 году, с запуском проекта Second Life от Linden Labs, началось развитие 3D-аватаров. Пользователи стали кастомизировать свои альтер-эго, покупать для них новые наряды и аксессуары и строить жизнь в онлайн-мире — например, продавать товары или проводить конференции.

Ещё один концепт, зародившийся в последней четверти XX века и получивший развитие в современных виртуальных средах, — цифровой двойник. Эксперты кросс-платформенной среды для разработки Unity определяют его как динамическую виртуальную копию объекта или системы, которая принимает данные и воспроизводит процессы оригинала в режиме реального времени. Изначально цифровые «клоны» использовались при проектировании: например, двойник-симулятор был создан НАСА, чтобы спасти экипаж «Аполлона 13», а в начале 2000-х, по сведениям Unity, эта технология была интегрирована в системы CAD.

В наше время появляются первые цифровые копии людей, человеческих органов и систем. Так, в 2023 году консультационная компания Tata Consultancy Services представила первую в мире виртуальную копию сердца бегуньи и двукратной олимпийской чемпионки Дезире Линден. С её помощью учёные смогут исследовать работу миокарда и электрическую активность органа.

Примеряя новые роли: после внедрения ИИ

Искусственный интеллект расширяет возможности аватаров: например, позволяет виртуальным образам «оживать», копируя мимику владельца в реальном времени благодаря программам захвата движения. Как отмечает маркетинговая компания Martech Zone, эта возможность популярна среди блогеров, в частности витуберов. Но не только: технология вышла за пределы развлекательной сферы и используется в приложениях Instagram* и Messenger, а также в программе для видеоконференций Zoom. По данным компании Plain Concepts, ИИ-аватары можно адаптировать под разные платформы, что позволяет многократно использовать один и тот же виртуальный облик. Например, компания Ready Player Me предлагает кросс-платформенный конструктор аватаров, который интегрируется в любое приложение или игру.

Благодаря искусственному интеллекту аватары всё меньше зависят от конкретного человека-пользователя: организация по разработке ИИ-решений Plain Concepts отмечает, что виртуальные модели научились вести естественную беседу, проявлять эмоции, а также синтезировать речь за счёт интеграции больших языковых моделей. Это позволяет пробовать их в новых ролях — например, доверить им встречу гостей на ресепшен отелей. По данным компании Humanizing, создавшей решение в этой области, цифровой помощник сокращает время регистрации на 50% и помогает снять нагрузку с сотрудников.

Похожим образом используют виртуальных аватаров и в здравоохранении: медицинские ассистенты от компании Ravatar координируют расписание приёмов, информируют о предоставляемых услугах, а также поддерживают пациентов, которые проходят через длительное лечение.

В медицине нашлось место не только аватарам, но и цифровым двойникам. Компания Avatar Medical использует точные 3D-копии пациентов на основе снимков, чтобы повышать эффективность планирования хирургических операций и обеспечивать наглядными материалами для обучения студентов и интернов.

Будущее цифровых двойников и виртуальных аватаров

Согласно исследованию маркетинговой организации Straits Research, развитие ИИ и технологий VR и AR придаёт виртуальным аватарам реалистичности, тем самым улучшая иммерсивный опыт пользователей. Это, в свою очередь, стимулирует спрос на них в сфере услуг, здравоохранении и образовании.

О важности развития рынка виртуальных аватаров в электронном образовании говорит и издательская компания eLearning Industry: по её прогнозам, ИИ-аватары повысят эффективность учёбы, поскольку смогут подбирать индивидуальный подход к каждому ученику. Тезис об эффективности подтверждает исследование, проведённое аудит-консалтинговой компанией PWC: по её данным, люди, использовавшие для обучения виртуальную среду, были увереннее в том, что смогут применить полученные знания на практике. Уровень уверенности после таких курсов участники опроса оценивали в 275% в сравнении со 198% для занятий в классе и 203% для других форм электронных курсов (за 100% принят уровень до начала обучения).

По прогнозам ассоциации Media & Learning Association (MLA), продвигающей инновации в сфере образования, в будущем границы между традиционным и виртуальным обучением размоются и учащиеся в виде виртуальных аватаров будут посещать цифровые копии своих классов. В качестве примера MLA рассматривает кейс Норвежского университета естественных и технических наук: там создали цифровые двойники лекционного зала и интерактивного кабинета для занятий. И это не единичный случай: у Манчестерского университета тоже есть виртуальный «клон» помещения театрального центра. Как считают эксперты MLA, цифровые копии классных комнат и кампусов помогут абитуриентам познакомиться с будущим местом обучения и снизят тревожность в первые дни студенческой жизни.

По оценкам консалтинговой компании Emergen Research, за период с 2022 по 2032 год международный рынок виртуальных аватаров вырастет c $29,51 млрд до $561,16 млрд, а его совокупный среднегодовой рост составит 34,2%. Разные отрасли, от индустрии развлечений до бизнеса, стремятся увеличить вовлечённость клиентов, повысить эффективность работы и автоматизировать рутинные задачи, поэтому виртуальные двойники надёжно укрепятся в повседневной жизни и продолжат играть в ней всё большую роль.

* Instagram принадлежит корпорации Meta, признанной экстремистской организацией в России.

поделиться