8 мая 2024

Молодежные тарифы: поле экспериментов

Как операторы связи экспериментировали с тарифами для молодой аудитории и что из этого получилось

Future Crew

Блок инноваций ПАО «МТС»

Мобильные тарифы для молодежи

Операторы мобильной связи постоянно ищут способы привлечь молодежную аудиторию. Именно для этой аудитории они проводят самые яркие рекламные кампании и наиболее интересные эксперименты. В ход идет создание сообществ абонентов, рэп-баттлы, активное присутствие в социальных сетях и продвижение с помощью инфлюенсеров.

В этом посте мы расскажем о попытке создания бесплатного оператора связи для молодежи, о том, как MVNO-проекты привлекают молодую аудиторию в России и за рубежом, а также о более консервативном подходе к созданию молодежных тарифов.


Подарки от GiffGaff


GiffGaff — это удачный пример использования большими операторами мобильной связи (в данном случае британским O2) модели MVNO (Mobile Virtual Network Operator). В рамках этой модели на базе существующей инфраструктуры базового оператора мобильной связи создается виртуальный оператор, продающий услуги связи под отдельным брендом. Интересно, что по статистике 80% пользователей не задумываются о том, что MVNO-компания использует чужую инфраструктуру.

MVNO-проект GiffGaff привлекает молодежную аудиторию своим визуальным оформлением интерфейса, элементами геймификации и построением сообщества, которое влияет на развитие оператора. Например, на форуме проекта была придумана идея тарифных пакетов, которые назывались "goodybags" (пакеты подарков).

У GiffGaff нет собственной службы поддержки, а проблемы абонентов решаются через сообщество. За помощь участники получают так называемые "payback points" — виртуальную валюту, которую можно обменять на реальные деньги, использовать для оплаты услуг или пожертвовать на благотворительность. Другой способ получить виртуальную валюту GiffGaff — через привлечение новых абонентов.

В России тоже есть несколько интересных MVNO-проектов. Это, например, Yota от Мегафона. Большинство MVNO в России запущены на базе сети Tele2. Виртуальных операторов связи запускают, как крупные компании, например, банки, так и знаменитости. Например, в 2020 году чемпион UFC в легком весе Хабиб Нурмагомедов запустил своего виртуального оператора Eagle Mobile.

Молодежные тарифы

Blyk — бесплатная связь в обмен на рекламу


В 2007 году бывший президент Nokia Пекка Ала-Пиетиля вместе с партнером создал бесплатного оператора сотовой связи для молодых пользователей под названием Blyk. Идея состояла в том, что абоненты не будут платить за услуги связи, а зарабатывать компания будет за счет рекламы. Помимо этого, Blyk также отличался экстравагантным возрастным ограничением — клиентами сервиса могли стать только люди в возрасте от 16 до 24 лет.

Клиенты не отключались от сети в свой 25-й день рождения, но уже не могли присоединиться снова в случае их добровольного ухода. Подключиться к Blyk можно было только через специальные промо-акции или по приглашению действующих абонентов.

Абонентам предоставлялся ограниченный пакет бесплатных услуг (изначально он составлял 43 минуты звонков и 217 SMS в месяц), исчерпав который они могли продолжить пользоваться связью уже за деньги. При этом пользователи могли получать до шести рекламных сообщений в день. Среди рекламодателей в сети были такие крупные компании, как Coca-Cola, Adidas и Mastercard.

В Великобритании Blyk просуществовал всего два года и был закрыт в 2009. Через год компания попыталась повторить попытку на рынке Нидерландов. Однако через несколько лет и этот проект также был закрыт, доказав несостоятельность подобной модели финансирования оператора мобильной связи.


Компьютерные игры у молодежи

Тариф X от МТС


Компания МТС предлагала тариф X, в который входило все необходимое для современного молодого человека. Основной упор в тарифе был сделан на безлимитный интернет для соцсетей, включая YouTube, «ВКонтакте», Snapchat, Twitch и другие.

Этот тариф может показаться более консервативным, чем предыдущие, но зато он удовлетворял главные потребности пользователей — сочетание цены и наличия необходимых услуг. Одно из основных ожиданий молодого пользователя от мобильной связи сегодня — это много интернета за умеренные деньги, и тариф Х от МТС полностью удовлетворял этот запрос.

В борьбе за молодую аудиторию основной упор все игроки делают на быстрый и доступный доступ в интернет, в первую очередь в социальные сети. Однако помимо этого в ход также идет геймификация взаимодействия с сервисом и интерактивный опыт.

Молодежь привлекают тарифные планы, предоставляющие разнообразные бонусы за активность — например, дополнительные гигабайты за участие в опросах или конкурсах в социальных сетях. Многие операторы также активно сотрудничают с популярными блогерами, спортсменами и киберспортсменами, устраивая совместные акции, которые помогают поддерживать интерес к их услугам на фоне постоянно растущей конкуренции.