Молодежные тарифы: поле экспериментов
Как операторы связи экспериментировали с тарифами для молодой аудитории и что из этого получилось
Future Crew
Блок инноваций ПАО «МТС»
Операторы мобильной связи постоянно ищут способы привлечь молодежную аудиторию. Именно для этой аудитории они проводят самые яркие рекламные кампании и наиболее интересные эксперименты. В ход идет создание сообществ абонентов, рэп-баттлы, активное присутствие в социальных сетях и продвижение с помощью инфлюенсеров.
В этом посте мы расскажем о попытке создания бесплатного оператора связи для молодежи, о том, как MVNO-проекты привлекают молодую аудиторию в России и за рубежом, а также о более консервативном подходе к созданию молодежных тарифов.
Подарки от GiffGaff
GiffGaff — это удачный пример использования большими операторами мобильной связи (в данном случае британским O2) модели MVNO (Mobile Virtual Network Operator). В рамках этой модели на базе существующей инфраструктуры базового оператора мобильной связи создается виртуальный оператор, продающий услуги связи под отдельным брендом. Интересно, что по статистике 80% пользователей не задумываются о том, что MVNO-компания использует чужую инфраструктуру.
MVNO-проект GiffGaff привлекает молодежную аудиторию своим визуальным оформлением интерфейса, элементами геймификации и построением сообщества, которое влияет на развитие оператора. Например, на форуме проекта была придумана идея тарифных пакетов, которые назывались "goodybags" (пакеты подарков).
У GiffGaff нет собственной службы поддержки, а проблемы абонентов решаются через сообщество. За помощь участники получают так называемые "payback points" — виртуальную валюту, которую можно обменять на реальные деньги, использовать для оплаты услуг или пожертвовать на благотворительность. Другой способ получить виртуальную валюту GiffGaff — через привлечение новых абонентов.
В России тоже есть несколько интересных MVNO-проектов. Это, например, Yota от Мегафона. Большинство MVNO в России запущены на базе сети Tele2. Виртуальных операторов связи запускают, как крупные компании, например, банки, так и знаменитости. Например, в 2020 году чемпион UFC в легком весе Хабиб Нурмагомедов запустил своего виртуального оператора Eagle Mobile.
Blyk — бесплатная связь в обмен на рекламу
В 2007 году бывший президент Nokia Пекка Ала-Пиетиля вместе с партнером создал бесплатного оператора сотовой связи для молодых пользователей под названием Blyk. Идея состояла в том, что абоненты не будут платить за услуги связи, а зарабатывать компания будет за счет рекламы. Помимо этого, Blyk также отличался экстравагантным возрастным ограничением — клиентами сервиса могли стать только люди в возрасте от 16 до 24 лет.
Клиенты не отключались от сети в свой 25-й день рождения, но уже не могли присоединиться снова в случае их добровольного ухода. Подключиться к Blyk можно было только через специальные промо-акции или по приглашению действующих абонентов.
Абонентам предоставлялся ограниченный пакет бесплатных услуг (изначально он составлял 43 минуты звонков и 217 SMS в месяц), исчерпав который они могли продолжить пользоваться связью уже за деньги. При этом пользователи могли получать до шести рекламных сообщений в день. Среди рекламодателей в сети были такие крупные компании, как Coca-Cola, Adidas и Mastercard.
В Великобритании Blyk просуществовал всего два года и был закрыт в 2009. Через год компания попыталась повторить попытку на рынке Нидерландов. Однако через несколько лет и этот проект также был закрыт, доказав несостоятельность подобной модели финансирования оператора мобильной связи.
Тариф X от МТС
Компания МТС предлагала тариф X, в который входило все необходимое для современного молодого человека. Основной упор в тарифе был сделан на безлимитный интернет для соцсетей, включая YouTube, «ВКонтакте», Snapchat, Twitch и другие.
Этот тариф может показаться более консервативным, чем предыдущие, но зато он удовлетворял главные потребности пользователей — сочетание цены и наличия необходимых услуг. Одно из основных ожиданий молодого пользователя от мобильной связи сегодня — это много интернета за умеренные деньги, и тариф Х от МТС полностью удовлетворял этот запрос.
В борьбе за молодую аудиторию основной упор все игроки делают на быстрый и доступный доступ в интернет, в первую очередь в социальные сети. Однако помимо этого в ход также идет геймификация взаимодействия с сервисом и интерактивный опыт.
Молодежь привлекают тарифные планы, предоставляющие разнообразные бонусы за активность — например, дополнительные гигабайты за участие в опросах или конкурсах в социальных сетях. Многие операторы также активно сотрудничают с популярными блогерами, спортсменами и киберспортсменами, устраивая совместные акции, которые помогают поддерживать интерес к их услугам на фоне постоянно растущей конкуренции.