26 сентября 2024

Как искусственный интеллект помогает людям обучать людей

Рассказываем о том, что такое виртуальный аватар и чем он может быть полезен при создании цифровых курсов

Пандемия COVID-19 подстегнула спрос на электронное обучение: с 2019 года по 2023 год объём российского рынка e-learning вырос с ₽35 млрд до ₽118 млрд, согласно оценке аналитической компании BusinesStat. Этому способствуют повсеместная цифровизация и распространение концепции непрерывного обучения (lifelong learning). По прогнозам специалистов из консалтинговой организации IMARC Group, в ближайшие десять лет доход мирового рынка цифрового образования вырастет более чем вдвое. Как не упустить эту возможность и чем тут поможет ИИ?

Задействуем искусственный интеллект

Разные форматы электронных курсов требуют различного подхода, и затраты на них также отличаются. По оценке производителя видеоматериалов Vidico, при создании видеороликов значительная часть бюджета и времени уйдёт на проведение и подготовку съёмок, в том числе на оборудование и работу съёмочной группы. Возникает и ряд логистических трудностей: график приходится подстраивать под возможности лектора и других участников процесса, а форс-мажоры могут и вовсе задержать выход курса.

Удешевить и ускорить производство видеолекций можно, используя цифровых аватаров преподавателей. К такому выводу пришла компания Section, которая занимается созданием образовательных курсов для руководителей и менеджеров с 2019 года. Сейчас Section постепенно переходит от работы с реальными преподавателями к внедрению виртуальных аватаров.

Виртуальный аватар — это цифровая копия человека, созданная на основе фото- или видеоизображения и записей голоса. При помощи искусственного интеллекта он может имитировать голос конкретного человека, его мимику и интонации. Чем больше аудиовизуальных данных получит ИИ, тем качественнее получится аватар.

Пять причин использовать цифровые аватары

Возможность использовать образ лектора, генерируемый нейросетью, делает создание видеокурса более простым и эффективным. Основываясь на своём опыте запуска процессов, специалисты компании Section выделили пять основных преимуществ работы с ИИ-аватарами вместо живых людей.

  • Стоимость. Для записи ролика с участием аватара не понадобится регулярно арендовать студию. Достаточно один раз отснять видеоматериал для обучения ИИ, после чего готовый образ можно использовать сколько угодно раз. Расходы на монтаж и оборудование значительно сократятся, а затраты на гримёра, оператора и некоторых других специалистов съёмочной группы полностью сойдут на нет.
  • Скорость. Съёмки реального преподавателя могут потребовать множества дублей, после чего ролик необходимо будет смонтировать. В своём блоге Section упоминают, что из 10–12 часов работы преподавателя 8 уходит только на то, чтобы добраться к месту записи, записать и перезаписать видео, и только 2–4 часа — на подготовку материала к урокам.
  • Мультиязычность. С помощью ИИ можно озвучить видео на любом языке, причём без акцента, в то время как реальный преподаватель может владеть в лучшем случае двумя-тремя языками, а дубляж требует дополнительных затрат.
  • Возможность чаще обновлять контент. Снизив затраты времени на съёмки, преподаватель сможет чаще обновлять материал, а производящая курсы компания — сосредоточиться на создании большего количества курсов. Это особенно актуально для быстро развивающихся областей знаний, таких как машинное обучение.
  • Уменьшение влияния человеческого фактора. Цифровой аватар может работать круглосуточно, он не простудится и не опоздает из-за пробок. В случае ошибки в речи лектора вы сможете заменить неудавшийся отрывок очень быстро и без дополнительных съёмок.


Риски для поставщиков обучающих курсов

Эксперты исследовательской организации Business Research Insights отмечают, что внедрение ИИ позволяет создавать персонажей с более реалистичной внешностью и поведением, чем когда-либо. Однако виртуальные аватары — это относительно новая технология, и она всё ещё развивается. На сегодня при её использовании есть ряд ограничений.

  • Несовершенство ИИ. Искусственный интеллект пока не способен идеально воспроизвести мимику и жесты, и аватар может казаться зрителям неестественным и не вызывать доверия.
  • Обезличивание. Цифровой аватар (по крайней мере, на текущем этапе своего развития) не может передать отношение лектора к предмету и его энтузиазм. Из-за этого может снизиться вовлечённость, а с ней и лояльность аудитории.
  • Отсутствие правовой базы. В данный момент идёт разработка законов, регулирующих применение искусственного интеллекта и создание медиаконтента с его помощью. Например, известны случаи, когда производители контента, на котором тренировалась нейросеть, подавали в суд за использование их материалов в производстве курсов.


Где ещё применить виртуальных аватаров?

Цифровых аватаров можно использовать как лекторов для обучающих курсов и аудиовизуальных гайдов, но не только. Они пригодятся для онлайн-презентаций, PR-материалов и рекламных роликов — то есть практически для всех видов коммуникации с клиентами и партнёрами через цифровые каналы.

Виртуальный образ находится под вашим полным контролем. В отличие от настоящих сотрудников и амбассадоров, он существует в публичном пространстве только как часть проектов компании, поэтому не испортит её репутацию сомнительными публичными заявлениями. Каждое произнесённое слово будет утверждено вашими сотрудниками в соответствии с корпоративными гайдлайнами.

Поделиться